Поздравляем с 84 годовщиной создания ГАИ (3 июля 1936 года)

Осознанная необходимость соблюдения элементарных правил поведения на дорогах появилась сразу, как только человек перестал двигаться пешком и пересел на лошадь. В очень далёкие времена во время движения возникали конфликты между всадниками, экипажами и пешеходами, что нередко заканчивалось жестокими спорами. Это, в конце концов, привело к созданию в различных государствах специальных служб надзора и контроля за безопасностью движения. 

Так, в древнем Риме, более двух тысяч лет назад император Гай Юлий Цезарь издал приказ, согласно которому в Риме вводилось одностороннее движение, ограничивалось движение частных колесниц. За соблюдением этих Правил следили специально выделенные люди, обладавшие широкими полномочиями.
"…ездить только на взнузданных лошадях, ослушников же бить кнутом, ссылать на каторгу"

В России, во времена правления царя Ивана III, было введено общее правило пользования почтовыми трактами. Императором Петром I было дано указание о соблюдении безопасности дорожного движения, запрещающее ездить без возниц и на невзнузданных лошадях. 

С созданием в 1718 году полицейских органов, контроль за соблюдением правил движения по городу Санкт-Петербургу был возложен на полицию. Государство не только устанавливало правила, но и кару за их нарушение. Императрица Анна Ивановна, предписывала "…ездить только на взнузданных лошадях, со всяким опасением и предосторожностью, смирно, ослушников же бить кнутом, ссылать на каторгу".

В 18 веке правила дорожного движения всё более детализировались. В разных городах России встречались такие указания: "…когда случится подъехать к перекрёстку, тогда ехать ещё тише и осматриваться во все стороны, дабы кому поврежденья не учинить, или с кем не съехаться; … на мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив порядочно и нескоро".

В 19 веке обеспечение безопасности движения становится основной функцией полиции. В "Инструкции городовым Московской полиции", которую обязан был иметь каждый городовой, предписывалось "… наблюдать, чтобы при езде по улицам правящие лошадьми; 
а) не ездили вперегонку;
б) при спуске, под гору, на перекрёстках, а ровно перед проезжающими и переходящими улицу сдерживали лошадей; 
в) уступали дорогу крестным ходам, похоронным и иным процессиям, проходящим частям войск и арестантским партиям, а при недостатке места для проезда останавливались, пока не проследуют; 
г) не ездили на лошадях невзнузданных; 
д) зимою не ездили на санях без подрезов, препятствующих накату".
"На автомашины, как и на конные экипажи, повесить номера сзади и спереди"

В начале 20 века увеличивается количество гужевого и автомобильного транспорта, заметно снижая пропускную способность транспортных путей и безопасность движения. Стремительно пополняется автомобильный парк, как отечественными, так и зарубежными автомобилями. В годы первой Мировой войны автомобилизация страны резко ускоряется. К сожалению, в это время не проводилось каких-либо мероприятий по предупреждению аварийности на дорогах. Только после февральской революции 1917 года Временное правительство издало Инструкцию милиционерам Московской городской милиции "О правилах езды на автомобилях". В ней сказано всего несколько строк:
 "…на автомашины, как и на конные экипажи, повесить номера сзади и спереди, с наступлением сумерек должны быть зажжены спереди два и сзади - один фонарь, освещающих номера".

После Октябрьской революции 1917 года вновь созданная милиция сразу же включается в работу по поддержанию безопасности движения транспортных средств и пешеходов на улицах.

В декабре 1918 года была издана " Инструкция милиционерам Рабоче-Крестьянской милиции", в которой указывалось: "Милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение…". Одним из первых нормативных документов, посвящённых безопасности дорожного движения, стал декрет СНК РСФСР от 10 июля 1920 года "Об автодвижении по г. Москва и её окрестностям". Сюда вошли требования, предъявляемые к автомобилям - регистрация, порядок пользования транспортом, номерные знаки, наличие у водителей водительского удостоверения и путевого листа, устанавливались предельные скорости. Был определён круг лиц, нёсших ответственность за нарушения правил автодвижения, которые возлагались на Автоинспекцию транспортного отдела Московского Совета. Милиция обязывалась оказывать содействие Автоинспекторам. 


16 августа 1921 года Приказом № 225 по Рабоче-Крестьянской милиции предписывалось учиться в обязательном порядке регулированию дорожного движения, и 22 ноября 1922 года вышла "Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом"
В 1924 году Приказом Центрального Административного Управления № 8 от 16 января была объявлена "Инструкция волостному милиционеру", в ней обязывалось милиционерам следить за состоянием дорог и безопасностью движения транспортных средств.
Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 декабря 1921 года Губисполкомам было дано указание поручать работникам милиции, на которых возложен надзор за дорожным движением, взыскивать штраф за нарушение правил дорожного движения

Рост дорожно-транспортных происшествий вызвал необходимость создания специальной службы, и 6 ноября 1925 года Президиум Моссовета образовал в составе своего коммунального хозяйства отдел по регулированию уличного движения. В Москве на регулируемых участках и площадях для упорядочивания движения были выделены "самокатчики" - 50 милиционеров на велосипедах. Потом этот опыт переняли другие крупные города.

В 1928 году Постановлением ЦИК и СНК СССР в составе Народного Комиссариата Путей сообщения было создано Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта (ЦУДОРТРАНС). В этом же году в штаты Московской милиции была включена должность "инспектор по регулированию уличного движения", а уже в мае 1931 года при Управлении Рабоче-крестьянской милиции создан отряд регулирования уличного движения (ОРУД).
При ОРУДе была образована инспекция по выдаче прав на управление автомототранспортом.

В 1932 году в СССР появились первые светофоры. В том же году эти отряды были введены в крупных городах за счёт Исполкомов. 

15 мая 1933 года ЦУДОРТРАНС утвердил согласованные с Главным управлением Рабоче-крестьянской милиции "Правила движения автомобильного транспорта на дорогах СССР".

2 июля 1933 года Всесоюзным комитетом стандартизации был утверждён общесоюзный стандарт "Знаки дорожные для регулирования и безопасности автогужевого движения".

5 ноября 1934 года Совет Народных Комиссаров своим Постановлением принял решение при ЦУДОРТРАНСе организовать Государственную автоинспекцию и от 23 июля 1935 года утвердил Положение о Госавтоинспекции ЦУДОРТРАНСа. Вскоре потребовалось расширение прав Госавтоинспекции,

поэтому 3 марта 1936 года Госавтоинспекция была включена в состав Главного Управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, а 3 июля 1936 года СНК СССР принял Постановление № 1182 "Об утверждении Положения о Госавтоинспекции Главного Управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР". Эта дата и стала днем рождения госавтоинспекции.

В довоенный период в основном завершилось решение организационных и кадровых вопросов новой милицейской службы. Приказом НКВД СССР утверждены Правила выдачи водительских удостоверений, учёта и технического осмотра автомотопарка, проведения углублённой проверки деятельности автохозяйств.

13 июля 1939 года Приказом НКВД СССР № 440 была объявлена " Инструкция об агитационно-массовой работе по безопасности движения". В этом же году 13 сентября Приказом НКВД СССР №0295 объявлена "Инструкция о порядке оформления, расследования, учёта и отчётности дорожных происшествий на местном транспорте".
20 апреля 1940 года циркуляром ГУ РКМ НКВД СССР № 105 были объявлены "Типовые Правила движения по улицам и дорогам СССР" и направлены в другие города.
С 1940 года в составе Госавтоинспекции функционирует специальная группа по розыску автомототранспорта, скрывшегося с мест ДТП.

Таким образом, перед Госавтоинспекцией были поставлены задачи, которые были многообразны и ответственны:
-борьба с авариями и хищническим использованием автотранспорта;
-разработка технических норм и параметров эксплуатации автотранспорта;
-наблюдение за подготовкой и воспитанием шоферских кадров;
-количественный и качественный учёт автопарка;
-надзор за соблюдением Правил дорожного движения транспортными средствами и пешеходами.

Во время Великой Отечественной войны многие сотрудники Госавтоинспекции стали её участниками. Оставшийся личный состав проводил мобилизацию автомобилей, мотоциклов и тракторов для нужд армии, содействовал заводам и мастерским по ремонту и восстановлению техники. Осуществлял контроль за подготовкой водительских кадров для фронта. Во время налётов вражеской авиации, находящиеся на посту сотрудники Госавтоинспекции следили за соблюдением Правил светомаскировки, тушили пожары, спасали людей из-под обломков зданий, выявляли диверсантов, участвовали в выявлении мародёров и других нарушений общественного порядка и помогали бороться с уголовной преступностью. За успешное выполнение служебных обязанностей и проявленные при этом отвагу и мужество многие сотрудники Госавтоинспекции были награждены высокими правительственными наградами.

В послевоенные 1945 – 1959 годы из армии в народное хозяйство прибыло большое количество транспортных средств - вся эта техника стала интенсивно использоваться в восстановлении народного хозяйства. Вся техника двигалась по дорогам, у которых проезжая часть не была полностью восстановлена и оборудована средствами регулирования движения. Тогда сотрудники Госавтоинспекции приняли на себя обязанности по организации движения транспорта и пешеходов. Разрабатывались схемы расстановки дорожных знаков и указателей, установки светофоров. После восстановления народного хозяйства возросли темпы сельскохозяйственного и промышленного производства, строительства, началось освоение целинных земель. Темпы роста автотранспорта возросли, в связи с чем особую остроту приобретают вопросы контроля за дорожным движением и предупреждения дорожно-транспортного травматизма. «Все работники, включая и начальника, пользовались в работе только мотоциклами. Дороги в области были одна хуже другой и на дорогу длиной в 60 км приходилось тратить почти сутки...пользовались тогда обыкновенными свистками и жезлами. Три первых светофора появились в 1950 году. Но переключать их приходилось вручную.» (Из воспоминаний лейтенанта А.В. Чурикова, первого командира взвода ОРУД Калужской обл.)
В этот период времени система ОРУД-ГАИ активно принимала участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. При этом не только был восстановлен довоенный круг деятельности и уровень работы Госавтоинспекции, но были заложены передовые для своего времени правовые основы безопасности жизнедеятельности советского общества. ГАИ в связке со службой ОРУД обновляет порядок учета дорожных происшествий, правила по учету автомобильного и мотоциклетного парка СССР, создает "Наставление по надзору за техническим состоянием и использованием автотранспорта народного хозяйства СССР" и "Положение о квалификационных комиссиях Госавтоинспекции управлений милиции УМГБ-МГБ". Учреждена Комиссия общественного контроля за техническим состоянием автомобилей,в автотрестах и крупных автохозяйствах введены должности старших инженеров и инженеров по безопасности движения автотранспорта и мн. др. Был также разработан Устав патрульно-постовой службы, актуальный до настоящего времени.

В 1954 году в составе Научно-исследовательского института криминалистики (НИИК) МВД СССР был образован отдел безопасности движения.

В 1956 году Постановлением Совета Министров РСФСР № 382 "О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте" Госавтоинспекции предоставлено право лишать водителей прав на управление за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать управление транспортными средствами без водительских удостоверений.
В этом же году начальником отдела Госавтоинспекции Главного управления милиции МВД СССР назначен полковник милиции А.М. Кормилицын.

В 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

В 1960-70-е годы происходит резкий рост парка автомобилей, а в связи с этим и рост дорожно-транспортных происшествий. И здесь Госавтоинспекция принимает на себя основную тяжесть борьбы с возросшим их количеством. В этот период происходят качественные изменения в организации и деятельности Госавтоинспекции. Специализируются отдельные направления её деятельности. Образуются специальные строевые подразделения дорожно-патрульной службы, по организации дорожного движения, станции диагностики для проведения технического осмотра, межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы, монтажно-эксплуатационные предприятия по внедрению технических средств в организации дорожного движения. Значительно укрепляется техническая база Госавтоинспекции.


60-е годы стали временем больших перемен и мощного структурного строительства государства. В январe1960 годабыло упразднено МВД СССР. Его функции переданы МВД союзных республик. Начальником отдела Госавтоинспекции Управления милиции МВД (МООП) РСФСР назначен полковник милиции А.М. Кормилицын. 

1 июля 1963 года был введен в действие новый ГОСТ 10807-64 "Знаки и указатели дорожные", а также стандарт на отличительный знак для перевозочных средств, участвующих в международном движении. Для выполнения Постановления Совета Министров РСФСР № 213 "О мерах по усилению борьбы с аварийностью на автомобильном транспорте"в отделе оперативной техники и связи Научно-исследовательского института милиции (НИИМ) МВД РСФСР и в составе Научно-исследовательского института милиции при МООП РСФСР были организованы отделы проблем безопасности движения.
В этот период ГАИ также удалось создать работающую схему социального контроля в области безопасности дорожного движения. Например, при оценке работы автотранспортных предприятий и организаций учитывалось наличие автомобильных аварий и иных дорожно-транспортных происшествий, допущенных по вине работников этих предприятий и организаций. В союзных и автономных республиках, краях и областях создаются комиссии по безопасности дорожного движения. Была также значительно усилена административная ответственность за нарушение правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами. Знаковым актом усиления требований безопасности стало запрещение езды на мотоциклах и мотороллерах без защитных шлемов.

Со вт. пол. 60-х бурно развивалась отрасль обеспечения городов, рабочих поселков и других населенных пунктов базовыми техническими средствами регулирования уличного движения. 7 октября - 8 ноября 1968 года в Вене состоялась конференция ООН по дорожному движению, на которой были приняты международные конвенции о дорожном движении и дорожных знаках и сигналах. В работе конференции участвовали делегации СССР, Белорусской и Украинской ССР.

В 1966 году было образовано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка СССР, в дальнейшем ставшее МВД СССР. А в следующем году Отдел Госавтоинспекции МВД СССР преобразован в Управление Госавтоинспекции МВД СССР и на должность начальника Управления был назначен генерал-лейтенант милиции В.В. Лукьянов. 

В 1968 году Министерство охраны общественного порядка СССР переименовано в Министерство внутренних дел СССР.
Это десятилетие стало временем масштабного и системного развития Госавтоинспекции. МВД СССР утвердило Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка РСФСР". а также первые единые по СССР "Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР", где впервые в полной мере учтены требования международных документов о дорожном движении. Было создано "Наставление по службе Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка РСФСР", впервые охватившее все стороны деятельности ГАИ.

В 1969 году были разработаны типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения, которые стали непосредственными предшественниками современных подразделений ДПС и дорожного надзора.

1970-1988. ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ СЕРЬЕЗНОЙ РАБОТЫ ГАИ – ОБНОВЛЕНИЕ, СИСТЕМНОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ.

Прежде Госавтоинспекция могла влиять только на человека, на профессионала. Теперь же она взяла всю комплексную систему обеспечения безопасности дорожного движения на себя». (Bспоминает В.А. Федоров, руководитель Госавтоинспекции России в 1990-2003гг.)

Первая половина 70-х годов прошла под знаком повсеместного усиления мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Постановлением Совета Министров поручено Советам Министров союзных и автономных республик, край и облисполкомам в случае ДТП, повлекших гибель людей, образовывать комиссии для установления причин этих происшествий и принятия соответствующих мер. Возникает Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ), основное назначение которого - профилактика аварийности среди индивидуальных владельцев. Для более безопасной езды последних впервые было принято решение об оснащении ремнями безопасности легковых автомобилей и, позднее, решение об обязательном порядке применения ремней безопасности на переднем сиденье.
При МВД СССР образована Комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения для координации соответствующей деятельности министерств, ведомств и других организаций. В г.Челябинске введен в строй первый в стране автодром.
Были введены в действие новые, более жесткие правила проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов, новые правила регистрации и учета автотранспортных средств, новое "Положение о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами".

Прогрессивное развитие автотранспорта вызвало к жизни и новые риски – впервые перед Госавитоинспекцией встала проблема масштабной профилактики детской смертности и травматизма в СССР. Совместно с ЦК ВЛКСМ и Минкультуры СССР было принято постановление об организации отрядов юных инспекторов движения. Совместно с ЦК ВЛКСМ, Минпросом СССР, Всесоюзным обществом Красного Креста и Красного Полумесяца и ВДОАМ в 1974 году был проведен 1-й Всероссийский слет юных инспекторов движения и всероссийский семинар по работе с отрядами ЮИД на базе пионерского лагеря "Орленок". На территориях многих парков культуры и отдыха были созданы детские автомобильные городки.

В 1971 году разработаны нормативы штатной численности работников Госавтоинспекции в зависимости от протяженности автомобильных дорог и количества транспортных средств (приказ МВД СССР № 176 от 16 июня 1971 г.).

В 1972 году Совет Министров СССР принял постановление № 539 от 20 июля 1972 г. "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", которым, в частности, предусматривалось:
- создание в системе органов внутренних дел специализированных монтажно-эксплуатационных подразделений (СМЭПов) по установке, эксплуатации и внедрению в городах и других населенных пунктах технических средств регулирования дорожного движения;
- организация подготовки специалистов по дорожному движению высшей и средней квалификации в количестве, необходимом для органов внутренних дел, дорожных органов и других организаций.
Создана Научно-исследовательская лаборатория безопасности дорожного движения (НИЛБД) МВД СССР.

В 1973 году Постановлением Совета Министров от 8 августа 1973 г. поручено Советам Министров союзных и автономных республик, крайоблисполкомам в случае ДТП, повлекших гибель людей, образовывать комиссии для установления причин этих происшествий и принятия соответствующих мер, а также принял решение об оснащении ремнями безопасности легковых автомобилей.
В соответствии с совместным приказом МВД СССР и Министерства культуры СССР на территории многих парков культуры и отдыха были созданы детские автомобильные городки с пунктами проката детского транспорта.
Образовано Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ), основное назначение которого профилактика аварийности среди индивидуальных владельцев.
Совместно с ЦК ВЛКСМ и Минкультуры СССР принято постановление об организации отрядов юных инспекторов движения. По обмену опытом работы организован всесоюзный семинар в городах Таганрог и Ростов-на-Дону.

С 1 февраля 1974 года были введены в действие новые Правила проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов.
Совместно с ЦК ВЛКСМ, Минпросом СССР, Всесоюзным обществом Красного Креста и Красного Полумесяца и ВДОАМ проведен 1-й Всероссийский слет юных инспекторов движения и всероссийский семинар по работе с отрядами ЮИД на базе пионерского лагеря "Орленок" (Краснодарский край).

Cо вт. пол. 70-х годов организация подготовки специалистов по дорожному движению высшей и средней квалификации для органов внутренних дел, дорожных органов и других организаций выходит на новый уровень. Боевая, служебная и профессиональная подготовка работников дорожно-патрульной службы началась в Средней специальной школе г.Орла (ныне - Высшая школа МВД РФ) и в Школе усовершенствования работников ДПС г.Краснодара (ныне - Юридический институт МВД РФ). В составе ДПС появились вертолетные взводы.

С 1 мая 1975 года введены в действие утвержденные приказом МВД СССР № 20 от 30 января 1975 г. новые Правила регистрации и учета автотранспортных средств.

В 1976 году утверждено новое "Положение о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами".
В г. Ростове-на-Дону сдан в эксплуатацию "Автоград". В г. Орле открыта Средняя специальная школа по подготовке работников дорожно-патрульной службы (в настоящее время - Высшая школа МВД РФ).
При МВД СССР образована Комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения для координации деятельности министерств, ведомств и других организаций по вопросам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения (в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 2 февраля № 81). В г. Челябинске введен в строй первый в стране автодром.

Совместно с Министерством здравоохранения СССР в 1977 году в г.Риге проведена I Всесоюзная научно-практическая конференция по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. В этом году в г. Краснодаре открыта школа усовершенствования работников ДПС, позднее - Средняя специальная школа по подготовке работников дорожно-патрульной службы (в настоящее время Юридический институт МВД РФ). Совместно с Министерством здравоохранения СССР в г. Риге проведена первая Всесоюзная научно-практическая конференция по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

10 августа 1978 года Постановлением Совета Министров СССР № 685 от утверждено единое для всей страны «Положение о Государственной автомобильной инспекции». Впоследствии Управление Госавтоинспекции МВД СССР преобразовано в Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР.  

В 1978 году Постановлением Совета Министров СССР № 685 от 10 августа 1978 г. утверждено единое для всей страны Положение о Государственной автомобильной инспекции. В ноябре Управление Госавтоинспекции МВД СССР преобразовано в Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР.

В 1979 году введено обязательное применение ремней безопасности на передних сиденьях легковых автомобилей. Принят государственный стандарт (ГОСТ) 27457-79 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения".
Были введены единые образцы бланков водительских удостоверений, образцы технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта. На всей территории СССР отныне действуют единые правила регистрации и учета автотранспорта; правила проведения технических осмотров; методы учета дорожно-транспортных происшествий; порядок присвоения квалификации водителя автотранспорта и городского электротранспорта.

В 80-е годы стабильно работает система пропаганды безопасности дорожного движения среди школьников и детей: проводятся всесоюзные совещания-семинары по вопросам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. 
В октябре в г. Симферополе было проведено Всесоюзное совещание-семинар по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

В 1981 году утверждено "Наставление по службе дорожного надзора Государственной автомобильной инспекции".

А в 1982 году принят государственный стандарт (ГОСТ) 24501-82 "Автоматизированные системы управления дорожным движением".
В сентябре проведено Всесоюзное совещание-семинар по вопросам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма с использованием автогородков (г. Краснодар). Состоялись первые Всероссийские соревнования юных велосипедистов "Безопасное колесо".

В 1983 году принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта "Об административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения".

В 1985 году упразднен Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности дорожного движения (ВНИИБД) МВД СССР. В составе ВНИИ МВД СССР образована научно-исследовательская лаборатория по разработке проблем обеспечения безопасности дорожного движения.

В 1986 году совместно с ЦК ВЛКСМ и Минпросом СССР в г. Казани проведен Всесоюзный слет юных инспекторов движения. Были внесены изменения в структуру строевых подразделений ДПС (введены батальоны и роты).

В 1987 году Совет Министров СССР принято постановление № 336 "О мерах по обеспечению безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте", которым предусматривался широкий комплекс мер по разработке, производству и внедрению современных систем средств регулирования, различной аппаратуры и приборов по контролю за дорогами, за движением на них, для экзаменационной работы ГАИ , а также по созданию общегосударственной информационно-поисковой системы учета транспортных средств, водительских удостоверений, случаев нарушений правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий и других сведений, необходимых для правоохранительных органов и соответствующих министерств и ведомств.

19 декабря 1988 года утверждены новые "Правила проведения государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов".
В декабре распоряжением Совета Министров СССР создан Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения (ВНИЦБД) МВД СССР (на правах института). 
В обществе возрастает интерес к работе инспекторов ГАИ, они становятся примерами поведения для советского человека. В 1986 году cотрудники ГАИ самоотверженно работали на ликвидации последствий аварии в Чернобыле.Так же, всесоюзную известность получил случай 14 сентября 1987 года. Инспектор ДПС из Курганской области В.А.Калугин, рискуя жизнью, предотвратил столкновение нарушившего правила и неуправляемого КамАЗа и колонны автобусов со школьниками. Инспектор был награжден орденом Красной Звезды.

В 1988 году структуры ГАИ обеспечивали передвижение транспорта при ликвидации
последствий землетрясения в Армении.
К 1988 году возникает необходимость дальнейшего прогрессивного развития системы ГАИ. Совет Министров СССР принимает Постановление № 336 "О мерах по обеспечению безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте", которым предусматривается комплекс мер по разработке, производству и внедрению современных систем средств регулирования, аппаратуры и приборов по контролю за движением на дорогах, средств для экзаменационной работы ГАИ. Начинается создание общегосударственной информационно-поисковой системы учета транспортных средств, водительских удостоверений, случаев нарушений правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий и др. В составе ВНИИ МВД СССР образована научно-исследовательская лаборатория, и, позднее, был создан Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения (ВНИЦБД) МВД СССР.

В 90-е годы при переходе России к рыночной экономике происходит резкое увеличение автотранспорта и интенсивность их использования, обостряется криминогенная обстановка в сфере дорожного движения. В связи с этим диктуется усиление контрольно-надзорной деятельности Госавтоинспекции. Укрепляются подразделения ДПС, развёртывается сеть стационарных постов на автодорогах. Стали жёстко применяться меры административного воздействия за нарушение Правил дорожного движения, создаётся компьютерный учёт информации о похищенных транспортных средствах, появляются более защищённые от подделки бланки водительских и регистрационных документов. В связи с принятыми мерами удаётся снизить количество ДТП и краж транспортных средств. В той достаточно криминогенной обстановке работа сотрудников ДПС стала действительно опасной. Опасности подстерегают не только горах Северного Кавказа, на блокпостах, на трассах, где внезапное появление противника может привести к боевым действиям...Опасности могут подстерегать и на привычных улицах родного города.

В 1990 году кризисные социальные явления приводят к окращению профилактики ДТП, и к сокращению служб безопасноcти движения. Осложнение обстановки с безопасностью дорожного движения вызвает рост аварийности, происходит рост числа преступлений, направленных против участников дорожного движения. Начинается криминальная «война на дорогах», происходит массовая гибель сотрудников автоинспекции при несении службы.
ГАИ работает в условиях распада существовавшей в СССР государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. Совещание начальников ГАИ регионов выявляет неизбежность перехода на новые методы управления. Начинается выработка новой стратегии работы ГАИ, выработка новой нормативной базы. Приоритетная функция ГАИ отныне – госконтроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. А также обеспечение общественного порядка, борьба с преступностью. В течении последующих лет с Госавтоинспекции были сняты устаревшие организационно-хозяйственные функции и ГАИ утвердилось в своем современном правовом статусе.

14 Апреля 2016 года - День ГАИ МВД Украины 

14 апреля 1997 года постановлением Кабинета Министров Украины №341 было утверждено "Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины".

Так на шестом году независимости Украины был оформлен акт рождения этой службы. Согласно Положению о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, основными задачами Госавтоинспекции являются:
- реализация в пределах своей компетенции государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения; 
- организация контроля за соблюдением законов, других нормативных актов по вопросам безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды от вредного воздействия автомототранспортных средств; 
-  усовершенствование регулирования дорожного движения с целью обеспечения его безопасности и повышения эффективности использования транспортных средств;
-  выявление и пресечение фактов нарушения безопасности дорожного движения, а также выявление причин и условий, содействующих их совершению. 
Госавтоинспекция в своей деятельности руководствовалась Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, декретами, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, Положением о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, нормативными актами МВД.