Становление и развитие советской милиции


Корни процесса становления советской милиции уходят в Февральскую революцию в царской России. После свержения самодержавия царская полиция была ликвидирована. Юридическим закреплением процесса ликвидации стали постановления Временного правительства от 06.03.1917 г. о ликвидации корпуса жандармов, и от 10.03.17 г. об упразднении Департамента полиции. Была провозглашена замена полиции «народной милицией». Возникшие во время Февральской революции Советы рабочих и крестьянских депутатов одновременно с народной милицией организовывали отряды рабочей милиции и другие вооруженные формирования трудящихся, которые охраняли фабрики и заводы, и наблюдали за охраной общественного порядка. В постановлении «Об утверждении милиции» Временное правительство указало, что назначение народной милиции происходит государственной администрацией. Таким образом, народная милиции, созданная сразу после Февральской революции, стала неотъемлемой частью государственного аппарата.

После Октябрьского переворота, как сейчас принято говорить, II Всероссийский съезд Советов юридически закрепил ликвидацию Временного Правительства и его органов на местах и в центре. Во многих городах и районах милиция Временного Правительства распускалась, в других же -- осуществлялась ее реорганизация.

Правовым основание организации советской милиции постановление НКВД «О рабочей милиции» изданное 28.10 (10.11). 1917 года. В этом постановлении не предусматривались организационные формы милицейского аппарата. Связано это было, прежде всего, с взглядами правящей верхушки на государственное устройство. Взгляды эти состояли в том, что со сломом старой государственной машины, прежде всего, ликвидировались армия и полиция, а их функции переходили к вооруженному народу. Организационно-правовое выражение эта идея получила в том, что формирование рабочей милиции происходило, как правило, на основе добровольности.

В силу того, что формирования рабочей милиции не имели постоянного штата, они носили характер массовых самодеятельных организаций. Уже в марте 1918 года комиссар НКВД поставил перед Правительством вопрос об организации советской милиции на штатных началах. 10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла следующее распоряжение: «Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены». 15 мая это распоряжение было разослано по телеграфу всем губернаторам России. 21.10.1918 года НКВД и НКЮ утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. 15.10.1918 г. эта инструкция была разослана в губернские и уездные управления милиции. Она устанавливала организационно-правовые формы милиции для всей России. Центральным органом советской милиции стало Главное управление милиции. Оно осуществляло: общее руководство деятельностью советской милиции; издание приказов и инструкций, определяющих техническую и, обязательно, политическую стороны работы; надзор за деятельностью органов милиции и т.п. Основные звенья аппарата милиции составляли губернские и уездные управления. Крупные города могли иметь свою городскую организацию милиции, но с особого разрешения НКВД. Низовое звено аппарата -- участок во главе с участковым начальником, которому подчинялись старшие милиционеры и милиционеры.

Система уголовного розыска возникла в октябре 1918 года, после утверждения в составе Главного управления милиции Центрального управления уголовного розыска на правах отдела. До этого уголовный розыск, безусловно, существовал в крупных городах, но децентрализовано, и подчинялся местным Советам.

Правовой основой создания советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела уголовного розыска НКВД, изданное 05.10.18 г., по которому органы уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек. При губернских и городских управлениях милиции созданы были отделения уголовного розыска. Общее руководство системой уголовного розыска осуществлял НКВД.

3 апреля 1919 года СНК РСФСР издал декрет «О советской рабоче-крестьянской милиции», по которому сотрудники милиции не подлежали призыву в Красною Армию, оставались на своих местах и считались прикомандированными к управлениям исполкомов Советов. На НКВД возлагалась обязанность держать в действующей армии 1/3 милиционеров и 1/5 командного состава милиции. В милиции вводилась военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. Части милиции, находящиеся в районах боевых действий, по согласованию реввоенсоветов армий и фронтов с местными Советами, могли привлекаться к обучению в боевых действиях. При этом они переходили в подчинение к армейским военачальникам. В соответствии с декретом СНК и циркуляром НКВД была произведена перестройка органов милиции, согласно воинским уставам.

В соответствии с декретом СНК от 03.04.19 г. содержание всех видов милиции принималось на государственный счет.

Кроме общей (уездно-городской) милиции для организации правопорядка в стране организуется специализированные виды милиции. Так, 21 февраля 1919 года ВЦИК издает постановление «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», а еще до этого, 25 июля 1918 года СНК принял декрет « Об учреждении речной милиции». Затем в апреле 1919 года последовал декрет ВЦИК о советской речной рабоче-крестьянской милиции. В конце 1920 года по решению Совета Труда и Обороны вся железнодорожная и водная милиции перешли в распоряжение командующего внутренними войсками республики.

Осенью 1919 года НКВД, обследовав состояние охраны на предприятиях, принял решение организовать промышленную милицию. На нее возлагались задачи борьбы с хищениями государственной собственности и т.п.

Для активизации борьбы с преступностью были осуществлены меры по объединению органов ВЧК и милиции. Для укрепления аппарата уголовного розыска из среды ЧК назначались люди на должности зав. уголовно-розыскными отделениями. В июле 1919 года произошло частичное объединение аппарата уголовного розыска и транспортных ЧК. 

В феврале 1919 года Центророзыску с согласия губернский исполкомов и утверждения Главмилиции предоставлялось право открывать отделения в городах с населением менее 40 тыс. человек «...если по количеству преступлений будет необходимо иметь там число сотрудников уголовного розыска, достаточное для открытия особого отделения». 

В 1919-20-х годах уголовный розыск фактически проводил предварительное следствие по большинству дел. В апреле 1920 года органы уголовного розыска и органы следствия были слиты в одно целое. Однако уже в конце 1920 года, после введения народных следователей в системе НКЮ, милиция перестала выполнять функции следствия.

В органах милиции начинаются создаваться научно-технические подразделения. В феврале 1919 года коллегия НКВД утвердила смету на образование кабинета судебной экспертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро и музея. Созданный при Центророзыске кабинет судебной экспертизы был первым научно-техническим подразделением.

С изданием Положения о рабоче-крестьянской милиции, в основном, завершился период организационного становления милиции. В Положении подчеркивалось, что снабжение милиции продовольствием, снаряжением, обмундированием, вооружением, а также обеспечение семей милиционеров производятся за счет государственного бюджета.

В октябре 1920 года аппарат Главного управления милиции РСФСР состоял из 8-ми отделов: уездно-городской (общей), промышленной, железнодорожной, водной, следственно-розыскной милиции, инспекторского отдела, отдела снабжения и секретариата.

В период НЭПа чрезвычайные органы ликвидировались под лозунгом "революционной законности", усиления гарантий прав личности и имущества граждан. IX Всероссийский съезд Советов постановил: "Сузить круг деятельности ВЧК и ее органов, возложив борьбу с нарушением законов советских республик на судебные органы". 6 февраля 1922 г. ВЧК и ее местные органы были упразднены. Впредь все дела о преступлениях подлежали рассмотрению судами, административные органы судебных полномочий лишались.

Вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или его заместителя, назначаемого СНК. На местах создавались политотделы при губисполкомах, непосредственно подчиненные ГПУ. Декрет возложил на ГПУ борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. В распоряжении ГПУ были особые войска. ГПУ и его органам предоставлялось право обысков и арестов. Не позднее двух недель арестованному должно было быть предъявлено обвинение. Не позднее двух месяцев со дня ареста ГПУ дело должно было быть направлено в суд или арестованный должен быть освобожден. Вопрос о продлении срока ареста при особых обстоятельствах решал Президиум ВЦИК.

В 1934 г. был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в него было включено ОГПУ и входящее в него Главное управление милиции (финансирование милиции уже в 1932 г. было переведено с местного бюджета на союзный). 

В 1935 г. в НКВД был образован новый вид мест заключения для особо опасных преступников - тюрьмы.

В 1936 г. была образована ГАИ. 

Функции и структура милиции расширялись (паспортный режим и ОВИР, "детские комнаты" и ОБХСС, военный учет и МПВО). Рос и численный состав: 87 тыс. сотрудников в 1931 г., 177 в 1932, 227 в 1941 г.

На НКВД возлагалось обеспечение порядка и госбезопасности, охрана общественной собственности, запись актов гражданского состояния, пограничная охрана. В ведении НКВД были управление шоссейными и грунтовыми дорогами, картография, управление мер и весов, переселенческое и архивное дело. НКВД СССР превратился в крупнейшее хозяйственное и строительное ведомство (в 1937 г. он осваивал 6% всех средств на капитальное строительство). Он также отправлял заключенных на стройки и предприятия других ведомств. 

С 1938 г. в системе НКВД создаются даже закрытые НИИ и КБ, в которых работают заключенные ученые и конструкторы. Чрезмерное расширение функций и структуры НКВД делало его трудно управляемым. В феврале 1941 г. он был разделен на два наркомата: НКВД СССР и Наркомат госбезопасности СССР.

К 1941 году войска Наркомата внутренних дел подошли составом в 173924 человека (на 1 июня 1941 г). Командующим всеми войсками НКВД являлся заместитель наркома НКВД СССР комдив И.И.Масленников. 
Помимо войск в структуру НКВД - Народного комиссариата внутренних дел СССР - входили: 
- Главное управление государственной безопасности (НКГБ), 

- Главное управление милиции (ГУМ), Управление пожарной охраны (УПО),

- Управление по делав военнопленных и интернированных, 

- Главное управление лагерей (ГУЛАГ), 

- Главное управление строительства шоссейных дорог (ГУСШОДОР), 

- Управление картографии и геодезии. 

В условиях начавшейся войны в дополнение к основным задачам по охране общественного порядка и борьбе с преступностью появилось много новых: борьба с нарушителями правил военного учета, с дезертирами и лицами, уклоняющимися от призыва и службы в армии, с мародерами, паникерами и распространителями всякого рода провокационных слухов, выявление вражеских агентов, провокаторов и прочих преступных элементов, борьба с хищениями военных грузов. В качестве первоочередных задач органов внутренних дел применительно к условиям военного времени определялись задачи обеспечения организованной эвакуации населения, промышленных предприятий и контроля грузов. Осуществляя все эти мероприятия, государство добивалось наведения твердого правопорядка в стране. В вечернее и ночное время устанавливалось патрулирование на улицах, усиливалась охрана предприятий и жилых домов, периодически проводилась проверка документов. В местностях, объявленных на военном положении, устанавливался комендантский час, усиливался паспортный режим, ограничивалось свободное передвижение граждан, вводился строгий порядок командировок.

Обязанности войск внутренних дел, в частности - милиции, значительно расширились.

На нее возлагалась: 

- борьба с дезертирством;

- борьба с мародерством и с паникерами, распространителями провокационных слухов и измышлений;

- борьба с хищениями на транспорте эвакуируемых и военных грузов;

- очистка городов и оборонно-хозяйственных пунктов от преступных элементов;

- оперативная работа по выявлению на транспорте вражеских агентов, провокаторов и т.п., обеспечение организованной эвакуации населения, промышленных предприятий и различных хозяйственных грузов.

В пограничных районах органами милиции вместе и пограничниками и подразделениями Красной Армии пришлось вести бои с наступавшими фашистскими войсками. Милиция боролась с вражескими диверсантами, парашютистами, сигнальщиками-ракетчиками. В местностях, объявленных на военном положении, органы милиции были приведены в боевую готовность и развернули свои силы и средства по планам местной противовоздушной обороны, брали под охрану жизненно важные народнохозяйственные объекты. В прифронтовых районах и областях милиция переводилась на казарменное положение и создавались оперативные группы для борьбы с вражеской агентурой.

Главное управление милиции НКВД СССР осуществило ряд организационных мер по перестройке работы основных подразделений милиции, прежде всего наружной службы, занятой охраной общественного порядка. На время войны отменялись все отпуска, принимались меры к укреплению бригад содействия милиции, организации групп содействия истребительным батальонам и групп охраны общественного порядка.

Аппараты уголовного розыска перестраивали свою оперативную деятельность применительно к обстановке военного времени. Уголовный розыск вел борьбу с убийствами, грабежами, разбоями, мародерством, кражами из квартир эвакуируемых, осуществлял изъятие оружия у преступных элементов и дезертиров, оказывал помощь органам государственной безопасности в выявлении вражеской агентуры. 

Государственная автомобильная инспекция все усилия направила на проведение мобилизации автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд Армии. Инспектора ГАИ осматривали и проверяли техническое состояние автомобилей, подлежащих направлению в армию. 

Для ведения учета лиц, эвакуированных в тыл страны, в составе паспортного отдела Главного управления милиции было образовано Центральное справочное бюро, при котором создан справочный стол для розыска детей, утративших связь с родителями.

По мере освобождения районов и областей СССР от немецко-фашистских захватчиков, органы НКВД принимали все меры по восстановлению общественного порядка. Под охрану милиции брались народнохозяйственные объекты, учреждения, выявлялись пособники врага, восстанавливалась паспортная система, учитывалось население, заменялись паспорта.

Важное значение для возрождения общественного порядка имела работа милиции по изъятию у населения оружия и взрывчатых веществ, которыми могли воспользоваться преступные элементы. Можно по - разному относиться к функциям и деятельности НКВД как карательного органа, однако никто не может умалить его роли в защите Отечества и борьбе с дестабилизацией общественной жизни в годы войны.

После смерти Сталина перешли к выходу из "мобилизационного социализма" с помощью слома сначала его идеологической базы, а затем и организационной. Первым шагом, укрепившим позиции нового руководства, была очень популярная акция: были арестованы, осуждены и расстреляны министр внутренних дел Л.П. Берия и его подручные. Было проведено сокращение на 12% штатов МВД и большая чистка. 1342 бывших сотрудника были преданы суду и приговорены к разным мерам наказания. 2370 были наказаны в административном порядке. Было упразднено Особое совещание при министре внутренних дел СССР, которое использовалось для незаконных репрессий. В 1954 г. из МВД СССР был выделен Комитет госбезопасности при СМ СССР (КГБ). В свете особого внимания к проблеме репрессий были внесены изменения в уголовное право. 

В 1958 г. ВС СССР принял Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. 

В 1960 г. ВС РСФСР одобрил разработанный на базе Основ Уголовный кодекс. 

В 1958 г. были приняты важные общесоюзные уголовные законы об ответственности за государственные и воинские преступления. 

В 1961 г. принимаются Указы о борьбе с особо опасными преступлениями, об усилении уголовной ответственности за изнасилование и за взяточничество, предусматривавшие при отягчающих обстоятельствах смертную казнь. Основы организации и деятельности милиции были регламентированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года "Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью".

В конце 1980-х--начале 1990-х гг. МВД СССР на короткий период отошло от советской практики борьбы с преступностью на основе плана раскрываемости. Реорганизация институтов государства проходила в обстановке жесткой идеологической кампании против КГБ, МВД и армии. Считая их наиболее консервативной частью советского государства, идеологи перестройки стремились их психологически разоружить. На деле проводилась акция по разрушению положительного образа всех вооруженных сил в общественном сознании и по подрыву самоуважения офицерского корпуса.

В связи с переходом к рыночной экономике стали создаваться новые органы, в которых не было необходимости при советской системе хозяйства.

В 1987 г. в составе УВД стали создаваться отряды милиции особого назначения (ОМОН), предназначенные для охраны общественного порядка во время митингов и демонстраций. В 1989 г. на вооружение милиции была принята резиновая дубинка, что имело большое символическое значение.


В 1989-1991 гг. произошло внешне малозаметное, но важное изменение всех правоохранительных органов (МВД СССР, КГБ СССР, суда и прокуратуры) - уход большой части квалифицированных кадров. К этому побуждали две причины: сильное давление прессы, которая дискредитировала эти органы, и быстрое относительное понижение зарплаты.

В декабре 1991 г. после того, как президент СССР Михаил Горбачев сложил свои полномочия, был принят закон РСФСР "Об изменении наименования государства Российская Советская федеративная социалистическая республика", согласно которому государство РСФСР стало именоваться Российская Федерация (Россия). В связи с этим все органы, учреждения и организации МВД СССР на территории России были переведены под юрисдикцию России с включением их в систему МВД России, а в союзных республиках под юрисдикцию вновь создаваемых независимых государств.